Готовимся к школе вместе с ребенком

       Начало школьного обучения — переломный этап в жизни ребенка. Новые усло­вия, новые социальные контакты, изменившаяся ведущая деятельность (учеба, а не игра) — все это требует мобилизации сил. На ребенка ложатся большие нагруз­ки (физические, интеллектуальные, эмоциональные). Первые недели, а иногда и месяцы первоклассники пребывают в состоянии информационного и эмоциональ­ного стресса, последствием которого может стать ухудшение здоровья. В этой ситу­ации вполне логичен вопрос: «Как подготовить ребенка к школьному обучению?»

Интеллектуальная готовность

  • Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определенных психических функций (памяти, внимания, мышления). Даже малы­ши могут долго заниматься тем, что их привлекает, а вот выполнение неинтересной работы даже у первоклассников получается с трудом. А на уроке отнюдь не все бы­вает интересно. Поэтому внимание ребенка должно контролироваться с помощью волевого усилия. У будущего первоклассника должна быть развита речевая и зри­тельная память. Если ученик имеет малый объем памяти, то усваиваться информа­ция будет не полностью. Однако память необходимо развивать, соединяя с мышле­нием, иначе осмысленное запоминание заменит зубрежка. Ребенок должен сначала понять учебный материал, выделить в нем главное, найти закономерности, проана­лизировать и обобщить информацию, а уже после этого — запомнить.
  • У ребенка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких дви­жений руки. Эта способность обеспечит ребенку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребенка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.

              Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения), вы­делять общую задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. Развить эти навыки помогут пребывание в детском саду, за­нятия в различных кружках и спортивных секциях.

Личностная готовность

  • Ребенок на пороге школы должен быть готов к принятию новой для себя роли — роли школьника, имеющего свои права и обязанности. У ребенка со сфор­мировавшейся позицией школьника вся учебная деятельность, отношение к учите­лю, одноклассникам и самому себе положительно окрашены. Окружающим взрос­лым необходимо развивать у малыша чувство гордости за то, что он школьник, ко­торый уже многое знает и может справиться со всеми трудностями и все преодолеть. В ребенке нужно поддерживать желание идти в школу, учиться и получать знания и умения, которые ему пригодятся в жизни. Хорошо, если у будущего перво­клашки сформирован учебный или социальный мотив учения, т. е. они хотят в шко­лу, чтобы узнать новое, стать образованными людьми и многого добиться в жизни.

Социально-психологическая готовность

  • До школы у ребенка нужно сформировать коммуникативные качества, благода­ря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавли­вать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путем, уча­ствовать в коллективных формах деятельности.
  • По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне него.
  • При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил по­ведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребенка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собесед­ника, активность, честность, доброта, взаимовыручка. 

Почему трудно начинать учиться, или Предупреждение школьной дезадаптации

    Приспособление (адаптация) к школе длится в среднем 4—6 недель. В этот пери­од одни дети бывают шумны, несдержанны, на уроках отвлекаются; другие, наобо­рот, зажаты, медлительны, расстраиваются из-за малейших пустяков; у некоторых может нарушиться сон, аппетит; иногда дети как будто откатываются назад в своем развитии (могут отказываться одеваться или есть самостоятельно); первоклассни­ки могут снова увлечься игрой, просить покупать все новые игрушки; в этот пери­од дети часто начинают простужаться, обостряются хронические заболевания. Все это может быть вызвано той физической и эмоциональной нагрузкой, которую ис­пытывает ребенок в начале школьного пути.

  • Адаптация проходит быстрее и менее остро, если у первоклашки преобладает положительный эмоциональный фон, нет повышенного уровня тревожности, сфор­мирована адекватная самооценка и если окружающие взрослые оказывают психо­логическую поддержку.
  • Заранее посетите с ребенком школу, пройдите в класс и познакомьте его с учителем (если планируете учиться не в школе нашего поселка).
  • Обговорите, а еще лучше проиграйте основные школьные правила поведения на уроке и перемене (например, как можно привлечь внимание учителя на уроке — поднять руку; как здороваться — встать; как и во что можно играть на перемене) и понятия (урок, перемена, парта, звонок и т. д.).
  • Дайте ребенку возможность принести в школу любимую игрушку.
  • Приблизьте домашний режим дня к режиму дня в школе, вовремя укладывай­те ребенка спать.
  • В период адаптации минимизируйте пребывание ребенка в новых условиях: забирайте сразу после уроков и не отдавайте в группу продленного дня.
  • Организуйте спокойную эмоциональную обстановку в семье.
  • Окажите помощь ребенку в преодолении негативных черт характера: неуверен­ности, тревожности, невнимательности, неуравновешенности.
  • Помогите ребенку осознать свои возможности, не требуйте слишком многого.

«Не хочу в школу!»,  или  Что делать родителям

Школа требует от ребенка постоянного напряжения интеллектуальных и физи­ческих сил, а если родители оберегали свое дитя от малейших трудностей, не приу­чили самостоятельно принимать решения и ограничивать свои желания, то у малы­ша не будет формироваться способность преодолевать трудности, и у такого учени­ка вскоре после начала обучения проявится своеобразная тактика отказа от усилия.Поступление в школу — важный этап взросления ребенка. Поэтому понятна тре­вога и озабоченность мам и пап при приближении первого сентября. Однако, по­нимая необходимость подготовки ребенка к школьному обучению, сами родители практически не готовятся к трудностям. А ведь от их отношения к школе и от их стиля воспитания зависит то, с какими чувствами переступит малыш порог школы. Большинство первоклассников положительно относятся к поступлению в первый класс, им нравится роль взрослых школьников, они гордятся своей формой и ран­цем, с интересом разглядывают класс. Но что такое?! Через некоторое время ребенок заявляет: «Я в школу больше не пойду!» Что прои­зошло? Нежелание учиться появляется в следующих случаях:

  • Стремясь дисциплинировать ребенка, родители и не подозревают, что заранее формируют страх перед школой. «В школе тебе баловаться не дадут!», «Учитель с тобой нянчиться не станет...», «Школа — это тяжелый труд, а ты даже читать не умеешь...» — ребенок, слышащий от родителей подобные выражения, не захочет идти в школу. Иногда негативное отношение навязывают старшие братья и сестры, которые уже имеют свой школьный опыт. В этом случае родители должны поговорить с ребенком о том, что все дети разные и поэтому не исключено, что его пред­ставление о школе будет совсем другим. А родителям можно дать рекомендацию: делать уроки со старшими детьми без криков и нервов.
  • Бывает и обратная ситуация, когда школьную жизнь и будущие успехи мамы и папы рисовали ребенку в ярких красках, но, столкнувшись с первыми трудностя­ми, ребенок может почувствовать себя обманутым взрослыми, быть подавленным настолько, что у него не будет сил для решения всех учебных проблем.
  • Зачастую, побуждая ребенка к какой-либо деятельности или поощряя за про­деланную работу, родители обещают малышу что-то купить или ставят «пятерки». В результате у ребенка интерес к интеллектуальной деятельности как таковой па­дает, а стремление получить для себя выгоду возрастает. Он будет работать, ожидая похвалы учителя или высокой оценки. Если же он этого не получает (в силу различ­ных причин), то смысл учебы пропадает. Ребенку необходимо внушить, что учится он прежде всего для самого себя, для получения знаний и чтобы добиться чего-то в жизни.
  • Нередко ребенок не хочет учиться, так как подсознательно перенимает от роди­телей нежелание развиваться и совершенствоваться, это происходит, если в семье наблюдается безразличное отношение к книгам, не проводятся беседы о происхо­дящих в мире событиях, не посещаются музеи, выставки и т. д.
  • Бывает, что родители, наказывая ребенка за какую-либо провинность, велят ему сесть за стол и написать буквы и примеры или взять книгу и почитать. Таким образом взрослые формируют у ребенка неприязнь к учебе, которая ассоциируется с наказанием и негативными эмоциями.
  • Часто родители, стремясь психологически надавить на ребенка и прину­дить его к какой-либо деятельности или, наоборот, заставить его отказаться от чего-либо, манипулируют желанием ребенка стать «как взрослый». Ребенок слы­шит: «Так школьники себя не ведут!», «В школе надо есть быстро!», «Игрушки — это не для будущего ученика!» Таким образом родители отнимают возможность ре­бенка быть самим собой: поиграть, повеселиться, побаловаться. И ребенок делает вывод: большим быть трудно и скучно и, если в школе дети становятся взрослыми, он туда не пойдет.
  • Итак, именно родители могут сформировать у ребенка положительное отноше­ние к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справит­ся с возникшими проблемами, а мама и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребенок смог бы развиваться, раскрывая свои способности и осознавая недостатки. 

У каждого первоклассника свой темперамент

     Каждый ребенок обладает индивидуальными, присущими ему одному особенностями. Один энергичен и легко возбудим, другой спокоен и медлителен, третий умеренно подви­жен и уравновешен, четвертый пассивен и чувствителен. Причина этих различий — раз­ный темперамент, который зависит от генетически обусловленного типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Разница в темпераментах между родителями, учителями и ребенком может привести к серьезному недопониманию и даже конфликтным ситуациям. Поэтому взрослым необходимо определить темперамент ребен­ка, а затем помочь маленькому школьнику усвоить новую для него деятельность. Важно, что «хороших» и «плохих» темпераментов не существует. У каждого есть положительные и отрицательные стороны. Изменить темперамент невозможно, но можно научиться  им  управлять.

Холерик

       Холерик — ребенок с высокой нервно-психической активностью. Он вспыльчив, само­уверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не проду­маны, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, под­вержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик — это непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот. Стремится ответить на вопрос еще до того, как его задали; часто, не дослушав инструкции, рвется скорее выполнить задание. Он контактен со взрослыми, среди сверстников легко находит друзей, но часто ссорится. Шумные групповые игры для него более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Новую ин­формацию усвоит легко, забудет ее так же быстро.

Рекомендации

  • Помните, что для хорошего школьного старта необходимо искать не лучшую школу, а опытного педагога.
  • Противопоставьте возбуждению спокойствие. Не говорите на повышенных тонах, это только сильнее взбудоражит вашего шустрика.
  • Поощряйте любое проявление старательности, сдержанности и терпения.
  • Помните, что вам необходимо деликатно, но строго и последовательно контролировать холерика и следить, чтобы он доводил начатое дело до конца.
  • Главная задача — повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам осо­бенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта — тренировки научат конт­ролировать свои движения, рассчитывать силы. Но командные виды спорта (например, футбол, хоккей и т. п.) вряд ли подойдут, так как скорее усилят возбуждение и агрессивные реакции. Рассмотрите возможность занятий плаванием, боксом, легкой атлетикой.
  • Холерику необходимо много жизненного пространства, поэтому чаще бывайте с ним на природе, заинтересуйте его туризмом.
  • Помните: от неподвижности он утомляется и допускает срыв в поведении. Да­вайте ему подвигаться во время выполнения домашних заданий, попросите учите­ля разрешить ребенку на уроке размяться: вымыть доску, сходить за журналом, со­брать тетради.
  • Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помоги­те ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз — «Луч­ше меньше, да лучше!»
  • Для формирования усидчивости занимайтесь вместе с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием.
  • Перед тем как сесть за уроки, дайте ему набегаться вдоволь, а лучше погуляй­те на свежем воздухе.
  • Развивайте целенаправленность, сосредоточенность: учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану, обдумывать решения и рассчитывать свои силы.
  • В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно по­лучающий прилюдно замечания от учителя, легко может стать отверженным в дет­ском коллективе. Поговорите с учителем о некотором снисхождении к вашему ре­бенку, наметьте вместе с педагогом пути коррекции.
  • Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним кон­фликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы (особенно о героях и рыцарях), проговаривайте варианты верного поведения, восхищайтесь выдержкой, терпени­ем героев произведений.
  • Развивайте у ребенка способность к самоконтролю (пусть посчитает про себя, поколотит спортивную грушу или подушку, порвет старую газету, попьет сок ма­ленькими глотками, послушает спокойную музыку).
  • Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего маль­чика Васю», это в ответ вызовет только злость.
  • Иногда полезно давать этому живчику задания, несколько превышающие его силы, чтобы он почувствовал, что он не такой всемогущий, каким себе кажется.
  • Помните, что у этого ребенка еще не созрела воля. И он вправе ждать от взрос­лых понимания.

Сангвиник

           Сангвиник в меру живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный. Это тоже ма­ленькая реактивная ракета, но он умеет сдерживать свои порывы, если этого требует ситуа­ция. В детстве этот «ребенок-солнце» обычно в хорошем настроении, любознателен, акти­вен, умеет контролировать свои эмоции. Легко контактирует с людьми, приспосабливает­ся к новой обстановке, трудные ситуации не вызывают у него чувства тревожности. Санг­виник легко понимает других людей, не особенно требователен к окружающим и склонен принимать людей такими, какие они есть. Незаметно для себя становится душой компании. Такой ребенок может с интересом играть как в подвижные игры, так и сосредоточенно за­ниматься рисованием или конструированием. Но сангвиник часто не доводит до конца на­чатое им неинтересное дело, если оно ему надоедает.

Рекомендации

  • Взрослым необходимо организовать для ребенка определенный ритм повседневной жизни: равновесие подвижности и спокойствия.
  • Родителям нужно следить, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца, не допу­скать небрежного выполнения школьных заданий.
  • Сангвинику полезны занятия спортом, чтобы выплеснуть лишнюю энергию. Но в спорте он не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс, най­дите ему дружелюбного тренера. Для сангвиника подойдут занятия групповыми видами спорта (футбол, хоккей, волейбол и т. д.).
  • Не беспокойтесь, если ребенок меняет свои интересы: ему свойственны поиски себя. Но при этом нужно развивать и такое качество, как постоянство, иначе ребенок привыкнет бросать очередное увлечение, как только потребуется проявить настойчивость и терпение.
  • Воспитывайте усидчивость: конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моде­лей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собран­ность и аккуратность.
  • К сангвинику можно быть требовательным, но, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу: переписать буквы, перечитать рассказ.
  • Очень важно поощрять настойчивость такого ребенка, старательность и целеустремленность, постепенно повышать планку требований и, увеличивая нагрузку, добиваться устойчивости и результативности.
  • Хвалить сангвиника следует только заслуженно, так как он имеет склонность к зазнайству.
  • Терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок, тактично критикуйте небрежное оформление работ, развивайте его внимание к деталям и мелочам.
  • Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуж­дайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружа­ющих; присматривайтесь к внутреннему миру ребенка, так как за внешним благополучием может скрываться глубокое переживание. 

Флегматик

          Для флегматика характерны низкий уровень активности, невыразительность мимики и речи. Это усидчивый и внешне спокойный ребенок, который обычно не доставляет хлопот взрослым. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте он охотно играет с любимыми игрушками, не любит беготню и шум. Малыш-флегматик спо­собен часами заниматься игрой или рисованием, не мешая взрослым заниматься своими делами. Однако он не любит, когда нарушается привычный ход жизни: он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку. Играя с детьми, предпочитает знако­мые и нешумные развлечения. Долго запоминает какую-либо информацию, но потом долго помнит и редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда по­рвать отношения с обидчиком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в не­благоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Рекомендации

      Именно флегматика, которому нелегко приспособиться к новой обстановке, необходимо психологически готовить к школе, объяснять основные понятия и правила.

  • Не расстраивайтесь из-за первых низких оценок: новые знания или навыки даются флегматику с трудом, но остаются надолго.
  • Наберитесь терпения и не раздражайтесь из-за медлительности ребенка (и уж тем более не наказывайте) и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка «Тише едешь — дальше будешь». Также помните, что рассчитать время — ваша задача.
  • Однако время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно «не заснул». Если флегматик задумался, его можно изредка окрикнуть, имен­но в такие моменты «пробуждения» этот милый «тюфячок» способен что-то понять, по­стичь.
  • В воспитании уделите внимание развитию самостоятельности и инициативы, так как у флегматичных детей активность невысока и они склонны делать то, что им велят. Но де­лайте это тактично, чтобы у ребенка не появился страх перед действием.
  • Чтобы ваш милый копуша научился контролировать себя, ограничьте его во времени: скажите, чтобы он постарался закончить упражнение по русскому языку к началу любимо­го мультфильма, или заведите будильник.
  • Помогите ребенку научиться переключаться с одного вида деятельности на другой, установите порядок выполнения домашних заданий: сначала письменные, потом устные уроки.
  • Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы вы­полнить порученное дело.
  • Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой. Беседуйте о прочитанных произведениях.
  • Необходимо привлекать флегматика к играм и гимнастическим упражнениям. Но пом­ните: его могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции, напри­мер гимнастика, городки.
  • Часто в школе такой ребенок успевает по какому-нибудь одному предмету. Помогите сыну или дочери расширить знания по остальным.
  • Утром приучите флегматика умываться прохладной водой, чтобы окончательно про­снуться.
  • Вместе с ребенком составьте распорядок дня, чтобы все успевать и со всем справить­ся спокойно.
  • Помогите найти новых друзей в школе, учите его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев.
  • Обсуждая что-то, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сфор­мировать свое мнение и научите защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, под­страиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения. С другой стороны — помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Меланхолик

          Ребенок-меланхолик медлителен, эмоционально неустойчив. У него тихая речь, невыразительная мимика, неторопливые движения. Он очень чувствителен, склонен к слезам и обидам, насторожен ко всему новому. Меланхолик не уверен в себе. Такой малыш теряет­ся в незнакомой обстановке и испытывает трудности в установлении социальных контак­тов. Редко спорит и ссорится, чаще подчиняется более сильным людям. Он быстро уста­ет, пугается трудностей, быстро опускает руки. Однако внутренний мир меланхолика бо­гат, ему свойственны глубина и устойчивость чувств. Он ведет себя как «маленький взрос­лый» — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, он не скучает в одиноче­стве. Среди окружающих выбирает одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, де­лится с ним своими переживаниями.

Рекомендации

  • Помните, что меланхолик дольше и труднее всех адаптируется к школе.
  • Наиболее тщательно отнеситесь к выбору учителя, заботливое и внимательное отно­шение взрослого с негромкой речью ему нужны как хлеб.
  • Попросите учителя разрешить (хотя бы на первых порах) на уроке отвечать с места, а не у доски, так как публичные выступления для меланхолика — стрессовая ситуация.
  • В домашней обстановке такой малыш нуждается в подбадривании, ласке родных. Хва­лите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах. Не смейтесь над его обидами, но с пониманием относи­тесь к жалобам и слезам.
  • Однако дозируйте проявление заботы, не допускайте излишней опеки: это мо­жет окончательно изнежить меланхолика, сделать его эмоционально незакаленным.
  • Общаясь с ребенком-меланхоликом, избегайте приказного тона и публичной критики. Чаще и искренне говорите слова похвалы.
  • Для снижения нервно-психического напряжения используйте тактильный кон­такт (погладьте по спинке, взъерошьте волосы, возьмите за руку во время разговора).
  • Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он мо­жет довериться. Беседуйте с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдаете, проявляйте искренний интерес, слушая его рассказы о себе, его мысли об окружа­ющем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.
  • Помогите ребенку не фиксироваться на школьных неудачах, так как он очень болезненно реагирует на отрицательные оценки. Ваш девиз в общении с меланхо­ликом — «Людям свойственно ошибаться».
  • Закаляйте ребенка-меланхолика, вовремя укладывайте спать, а в первом клас­се такому ребенку может быть показан и дневной сон, так как он быстро устает от любой работы.
  • Побуждайте его к физическим упражнениям, тренируйте ловкость, выносли­вость и силу.
  • Вечером и утром бережно отнеситесь к неустойчивой психике меланхолика, никаких выяснений отношений, подбодрите ребенка — впереди у него трудный школьный день.
  • Этот ребенок любит работать по инструкции, составьте с ним план выполне­ния какого-либо задания.
  • Помогите ему включиться в новый коллектив, научите его знакомиться, проре­петируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам.
  • Повышайте авторитет ребенка, работайте вместе с ним: если он хорошо ри­сует — сделайте с ним стенгазету для школьного праздника, поет — выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его луч­шее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач. 

Первоклассник и первоклассница: два разных мира

Очень трудное дело — начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому образу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией. Кто же труд­нее адаптируется? Это обычно мальчишки. Девочки более контактны, легче пере­страивают свое поведение, подстраиваются к школьной ситуации: быстрее усваи­вают важные правила, чаще непосредственно общаются с учителем. Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше.

Девочки и мальчики с рождения развиваются по-разному. До 10—11 лет девоч­ки опережают по физическому и умственному развитию мальчиков и поэтому в на­чальной школе показывают лучшие успехи в усвоении школьных знаний и умений. Но всем давно известно: все отличницы — девочки, но все великие ученые — маль­чики. Ребенка-мальчика не надо угнетать за низкую успеваемость на начальном этапе. Необходимо осознавать его «мальчиковые» особенности развития. И нуж­но рассказать ему самому об этих особенностях, чтобы он понимал существование перспектив. В этом случае мальчик будет более спокойно реагировать на насмешки успевающих одноклассниц и стремиться взрослеть и развиваться.

Почему же девочки лучше учатся в начальной школе?

В начальной школе объем знаний (по сравнению со старшей школой) небольшой, и девочки, опираясь на механическое запоминание (по-другому — на зубрежку), запоминают тот или иной материал, получают «пятерки» и тут же забывают уже «ненужную» информацию. Мальчики же при запоминании применяют аналитико-синтетические способности, т. е. предварительно обрабатывают поток знаний (может, сначала не очень успешно), долго его хранят в своей памяти и поэтому в ВУЗах лучше овладевают техническими специальностями.

Обычно девочки при ответе смотрят в лицо учителю и замечают малейшие оттен­ки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его оши­бочность, и незамедлительно корректируют свою речь или действия. Для мальчи­ков такое поведение менее характерно: при ответе они могут смотреть в окно или в другую сторону.

Девочки эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отри­цательные. Для девочек важно, как их оценивает учительница, они хотят показать себя с хорошей стороны. То есть девочки более социально ориентированы, им нуж­но произвести должное впечатление. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки. Они редко стараются быть лучше, чем они есть на са­мом деле.

     Игры девочек, в том числе на перемене, чаще опираются на использование ближ­него зрения: они раскладывают перед собой свои игрушки и играют в маленьком ограниченном пространстве, им достаточно своей парты. Игры мальчиков чаще опираются на использование дальнего зрения — они бегают друг за другом, броса­ют предметы в цель и т. д. и используют при этом все окружающее пространство, как горизонтальное, так и вертикальное (могут забираться на подоконники, вскакивать на стулья). Важно помнить, что мальчикам это нужно для их полноценного психического развития. Поэтому особо не ругайте мальчишек за замечание о неудо­влетворительном поведении на перемене.

   Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок (период включаемости), у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия бы­стро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики раскачивают­ся долго, примерно к середине урока, поэтому почти половина информации будет усвоена не полностью.

   У девочек обычно лучше развита связная речь. Их ответы более полные, с ис­пользованием большего количества прилагательных. Для мальчиков характерно преобладание в речи глаголов.

  Навыки опрятности обычно развиты у девочек лучше, вследствие чего они оформ­ляют свои письменные работы аккуратнее, поэтому не переусердствуйте, требуя от мальчиков тщательности выполнения задания.

 Но все вышесказанное вовсе не означает, что положение мальчиков в начальной школе так безрадостно и безнадежно! У мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они не склонны высказывать вслух свои мысли, переживания и проблемы. Мальчишки лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают интересные идеи, они лучше работают, если нужно решить новую задачу, но при этом аккуратность выполнения письменной работы оставляет желать лучшего. Девочки обычно аккуратно и старательно выполняют уже известные им задания, но самостоятельность их мысли невелика.

Взрослые часто недооценивают эмоциональность и тревожность мальчиков. Мамам, воспитательницам, учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика – они-то сами принадлежат к другому миру. Вот и получается, что мама или педагог долго и эмоционально ругают мальчика и сердятся от того, что он не реагирует на их слова и не переживает вместе с ними. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (сестры, одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен в силу своей мужской природы и, чтобы не сломаться, просто установил «защитный экран», и словесная информация до него не доходит. Ваши воспитательные усилия пропадут впустую. Остановитесь, ограничьте длину нотации. Объясните ему ситуацию очень коротко и конкретно – чем же вы недовольны.

Запомните

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим! Мальчик и девочка – это два разных мира. Первоклассника и первоклассницу ни в коем случае нельзя учить и воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат.

 Рекомендации родителям первоклассников 

   Для 6—7-летнего первоклассника первое сентября — шаг в новую взрослую жизнь. Пе­риод адаптации может быть довольно трудным: нелегко начинать что-то новое. Поэтому будьте рядом со своим ребенком, поддерживайте его, помогайте преодолеть трудности, по­старайтесь понять его переживания. И тогда учеба не доставит вам много неприятностей, а первое сентября запомнится как радостный праздник вашего уже чуточку повзрослевше­го малыша. И пусть вчерашний дошколенок идет в школу с осознанием того, что его всегда поддержат самые близкие люди, и он обязательно справится со всеми сложными науками.

  • Накануне дня знаний вечером побудьте в роли добрых волшебников: украсьте комнату ребенка разноцветными шарами, праздничным плакатом.
  • Позаботьтесь о том, чтобы ощущение праздника у первоклашки началось с первых минут пробуждения: ласково разбудите звуком колокольчика. Пусть ребенок увидит ваши улыбки и ощутит теплоту рук и поцелуя, почувствует себя в центре внимания.
  • Накормите ребенка незабываемым завтраком. Из простых и полезных продуктов можно сотворить нечто необычное: из яйца и половинки помидора можно сделать мухомор, из творога, изюма и ягод — необычную башню. За таким праздничным завтраком будущий отличник позабудет о своих тревогах. Наверняка родители не забудут, что за праздничным завтраком должен последовать торжественный обед с подарком для сына или дочери, а фо­тографии, сделанные в этот день, на всю жизнь сохранят трогательность и неповторимость этого дня.
  • Запомните главное правило: как начнешь день, так его и проведешь, поэтому утром не торопите ребенка. Именно вы должны рассчитать время, отведенное на сборы. Если ре­бенок медлительный — будите его на пятнадцать минут раньше. Не нужно дергать его по пустякам, поминутно подгонять. Лучше приучите маленького школьника собирать вечером все необходимые предметы. Перед сном нужно быть особенно терпимым к ребенку, почи­тать ему сказку, успокоить ласковым словом и нежным поглаживанием.
  • Не омрачайте настроение ребенка фразами типа «не балуйся», «веди себя хорошо», «смотри не нахватай двоек». Лучше, прощаясь, пожелайте первокласснику удачи и всели­те уверенность, что у него все получится.
  • Помните, что у ребенка был трудный день, и когда он вернется из школы, дайте ему время прийти в себя, помолчать и успокоиться. Все вопросы и расспросы оставьте на по­том. Но если же ребенок переполнен впечатлениями и сам хочет поделиться с вами чем-то сокровенным, выслушайте его очень внимательно.
  • Поговорите о ребенке с учителем, какое у него настроение и как он ведет себя на уро­ке. Выслушав замечания учителя, не стре­митесь немедленно наказывать ребенка. У первоклассника в первые несколько недель воз­можны некоторые срывы в поведении, поэтому поговорите с ребенком по душам, так как он тоже является участником проблемной ситуации и его мнение также необходимо учи­тывать.
  • После школы дайте ребенку отдохнуть 1—2 часа: погуляйте на свежем воздухе, поиграйте в игры средней подвижности, уложите спать после обеда, если малыш сильно утомлен. Только после полноценного отдыха можно садиться за уроки. Выполняя задания, необходимо делать перерывы через 20 минут. Дайте возможность подвигаться ребенку, от­дохнуть его глазам (посмотреть поочередно в окно на дальние объекты и на метку на стекле ди­аметром 1 см).
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, недомогание. Это могут быть сигналы психологического неблагополучия ребенка и объективных трудностей в учебе.
  • В первом классе вы только учите ребенка выполнять домашние задания, поэтому будьте рядом. При этом наберитесь спокойствия и терпения, ведь у вас тоже не всегда все полу­чается с первого раза, подбадривайте ребенка словами «давай попробуем вместе», «поду­май хорошенько и все поймешь». При этом время от времени давайте школьнику возмож­ность поработать самостоятельно. Развивайте в ребенке ответственность за порученное ему дело, не делайте уроки за ребенка! Скрывайте от первоклашки свои негативные эмо­ции (злость, досаду, обиду, разочарование), иначе они передадутся и ребенку, который бу­дет подсознательно связывать школу и неприятные воспоминания.
  • Постройте режим дня ребенка таким образом, чтобы в нем сочетались периоды активности и отдыха. В течение дня найдите хотя бы полчаса, когда вы принадлежите только ре­бенку и можете поговорить о его делах, почитать, погладить его по умной головке.
  • Выработайте в семье единую тактику воспитания, все разногласия решайте в отсутствие ребенка. Не стоит обсуждать при маленьком школьнике и учительницу и его школь­ные неудачи.
  • Не следует зацикливаться на неудачах вашего первоклашки, не делайте трагедии из первых неудач. Не проявляйте свое недовольство в агрессивной форме, не наказывайте за двойку. Низкая оценка должна стать сигналом того, что вы что-то не доучили с ребенком, в чем-то не помогли ему разобраться.
  • Хвалите ребенка даже за малые успехи. Сохраните первые тетради, исписанные кривыми буковками и неправильно решенными задачами. Через некоторое время покажите их ребенку, чтобы он смог убедиться в том, что он уже много сумел достичь и ему все по плечу.
  • Помните, что хотя учеба — нелегкий труд, она не должна занимать все время ребенка. Первоклашке нужно находить время для интересных игр, любимых увлечений. Однако не перегружайте малыша занятиями в многочисленных кружках и секциях. 

Верьте в ребенка!

И вселите в него самого уверенность, что стоит ему только захо­теть —  и он справится со всеми трудностями! 

(По материалам Пазухина И.А. Ребенок идет в школу.

 Рекомендации родителям будущих первоклассников

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 60 гостей и 3 пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.