«Хитрые семена»
Цель: учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал: разные виды семян: огурцы, горох, фасоль, укроп; ёмкости для замачивания семян, марля, стакан воды, пинцеты, лупа.
Ход экспериментирования:
Беседа: У всех растений есть семена. Семена бывают разные – большие и маленькие, гладкие и шершавые, разные по форме.
Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли, нужно быть очень аккуратными при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодами, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и ни в коем случае не обижать.
При работе надо соблюдать правила безопасности: не трогать грязными руками глаза, мыть руки с мылом после контакта с грунтом.
Опыт №1
Что внутри семян?
- Перед детьми семена разных форм и размеров. Дети рассматривают их, рассказывают, что они видят, и предполагают, что это.
Опыт №2
Какой формы бывают семена?
Цель: выяснить, какой формы бывают семена разных растений.
Для проведения данного исследования можно создать альбом: на странице с изображением растения наклеить скотчем семена этого растения. Для данного исследования подойдут семена разных растений.
Опыт №3
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итоги. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.
Опыт №4
«Волшебные перчатки»
Цель: наблюдение за скоростью произрастания семян разных овощных культур.
Для опыта понадобятся семена разных овощных культур, вата, прозрачные перчатки, вода.
В каждое отделение перчаток нужно положить смоченный водой кусок ваты и семена. Ведется наблюдение с зарисовкой в альбоме. Указывается, какие семена произрастают быстрее, чем другие.